В середине октября Госдума в первом чтении приостановила действие "автогражданки". Однако страховщики, которые всегда утверждали, что этот вид бизнеса будет для них убыточным, бросились отстаивать обязательное страхование автовладельцев. Почему страховщики не хотят отказываться от "убыточной" "автогражданки" выясняла корреспондент "Денег" Татьяна Гришина.
Деньги,
28 октября 2003 г.
В обязательном беспорядке 2364 просмотра
В середине октября Госдума в первом чтении приостановила действие "автогражданки". Однако страховщики, которые всегда утверждали, что этот вид бизнеса будет для них убыточным, бросились отстаивать обязательное страхование автовладельцев. Почему страховщики не хотят отказываться от "убыточной" "автогражданки" и еще от 40 видов обязательного страхования, выясняла корреспондент "Денег" Татьяна Гришина.
Президент и лесник В настоящее время, по данным Всероссийского союза страховщиков, в России действует больше 40 видов обязательного страхования. Например, по закону о статусе президента жизнь и здоровье бывшего главы государства страхуются от несчастного случая "на сумму, равную годовому денежному вознаграждению президента РФ". Существуют и другие виды обязательного страхования. Например, по закону "Об особо охраняемых природных территориях" обязательному страхованию подлежат инспекторы по охране заповедников - лесники страхуются от несчастного случая. Обязательно страхование доноров от заражения инфекционными заболеваниями "при выполнении ими донорской функции". Однако большинство видов страхования, не введенные отдельным законом, не действуют. Дело в том, что прописать обязательность страховки в отраслевом законе недостаточно. Согласно Гражданскому кодексу (ГК), в тексте закона должны быть указаны все без исключения страховые события и минимальные размеры страховых выплат. Минфин же трактует ГК еще жестче: обязательные виды страхования могут вводиться только специальным законом по конкретному виду страхования. Так, например, в 1997 году не удалась попытка правительства Москвы ввести своим постановлением обязательное страхование плавсредств в городе - за счет привлеченных средств власти хотели облагородить городские пруды. Однако массового и продолжительного распространения этот вид страхования не получил. Следуя логике Минфина, реально в стране действуюттолько три обязательных закона:недавно введенная "автогражданка", обязательное ме-дицинское страхование (ОМС) и обязательное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц. Именноэти виды и приносят страховщикам большую часть обязательных сборов. По данным Минфина, в первом полугодии 2003 года страховщики собрали по ОМС 32.9 млрд руб., а по страхованию военнослужащих - 3.5 млрд руб. Занимающиеся этим компании находятся в числе лидеров обязательного страхования. Крупнейшими страховщиками по сборам с ОМС являются "дочки" известных компаний МАКС-М и РОСНО-МС (буквы после названий означают специализацию компаний по медицинскому страхованию). Страхованием военнослужащих также занимаются страховщики с говорящими названиями - Военно-страховая компания (ВСК) и Страховая компания правоохранительных органов (СКПО). Обязательная псевдоубыточность Утверждение, что обязательное страхование не приносит прибыли страховщикам, поскольку в большинстве своем является некоммерческим видом деятельности, давно не выдерживает никакой критики. Привлекательность "обязаловки" наиболее наглядно иллюстрирует соотношение выплат и сборов ВСК и СКПО: у них этот показатель едва достигает 50%. Выплаты страховщиков, занимающихся ОМС, составляют не менее 98% от сборов, а иногда и превышают взносы. При введении ОМС в начале 1990-х страховщики возлагали надежды на так называемые кросс-продажи. Их суть состоит в том, что клиентов по ОМС можно уговорить купить коммерческий полис по добровольному медстрахованию. Однако идея о привлечении с помощью ОМС клиентов по другим видам себя не оправдала. Как рассказывают сами страховщики, кросс-продажи единичны. Тем не менее ни одна компания от ОМС пока не отказалась. Дело в том, что в случае с ОМС страховщики получают от терфондов ОМС процент от перечисленных средств на оплату медуслуг на ведение дела. Эти средства страховщики могут размещать и получать по ним инвестиционный доход. Штат у таких компаний небольшой, им также не приходится тратиться на маркетинговые исследования и привлечение новых клиентов. Примерно такая же ситуация в настоящее время складывается с "автогражданкой". Страховщики утверждают, что этот вид находится на грани убыточности. Тем временем количество компаний, желающих заниматься обязательным страхованием автовладельцев, перевалило за сотню. Страховщики надеются на получение прибыли от "автогражданки". Это признал президент Российского союза страховщиков (РСА), в недавнем прошлом гендиректор компании РОСНО Евгений Кургин. В противном случае страховщики не стали бы тратить 200 млн долл. на развитие региональных сетей и обучение агентов. Бесперебойный поток клиентов им обеспечат сотрудники ГИБДД, которые с 1 января 2004 года начнут взимать штрафы (800 руб.) за отсутствие обязательного полиса. В целом же рынок обязательных видов страхования считается у компаний самым стабильным. В 2002 году он принес страховщикам почти 60 млрд руб. сборов, а в первом полугодии 2003 года - 36.6 млрд руб. По данным Минфина, ежегодно взносы по обязательным видам страхования растут на 30-50%. В прошлом году доля обязательных видов страхования в общем объеме сборов по рынку составила около 19.6%. К концу года за счет "автогражданки" этот показатель резко увеличится. Несмотря на то, что депутаты Госдумы в пылу предвыборной борьбы приняли в первом чтении проект о ее переносе на год, закон до конца года будет работать. Во-первых, потому, что по процедурным причинам депутатский проект не успеет к январю пройти еще два думских чтения и утверждение Советом федерации. А во-вторых, потому, что представители Совета федерации и правительства уже официально заявили, что депутатский проект вряд ли выйдет из Думы. По неофициальным оценкам самих страховщиков, если до 1 января 2004 года обязательную страховку приобретут хотя бы 10 млн автовладельцев, общие сборы по обязательным видам увеличатся на 13-15 млрд руб. А с начала 2004 года только "автогражданка" будет ежегодно приносить страховщикам 40-45 млрд руб. сборов.
Вся пресса за 28 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|